СТРАТЕГИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Электронное правительство как платформа новых взаимоотношений между государством и его гражданами
кандидат технических наук
Абзетдин Адамов
- Введение в э-Правительство
- Почему мы нуждаемся в Электронном Правительстве?
- Главные цели э-Правительства
- Препятствия перед э-Правительством
- Стратегия э-Правительства
- Заключение
- Литература
Введение в э-Правительство
Мы живем во взаимно интегрированном обществе, где уровень и качество интеграции растут с пугающей быстротой, благодаря процессу глобализации, которая, в свою очередь, многим обязана технологической революции последних десятилетий. Широко известно, что ИКТ предлагают реальную возможность для экономического развития и усиления международной конкурентоспособности, порождая платформу для повышения эффективности и качества предлагаемых товаров и услуг. Исследователи утверждают о наличии строгой связи между ростом инвестиций в ИКТ и ростом ВНП, что свидетельствует о значении ИКТ в развитии как коммерческого, так и государственного секторов.
э-Правительство содержит огромный потенциал и возможности для развивающихся стран в повышении эффективности властных структур и удовлетворенности граждан. Однако, для реализации всего потенциала возможностей, правительство должно быть достаточно гибким и динамичным, чтобы приспособиться к новым уникальным условиям и быть способным реагировать на новые проблемы и вызовы.
Конечной целью предоставления государственных услуг должно быть облегчение бремени управления на плечах граждан и бизнеса. Разумеется, хорошее правительство фундаментально и будет оставаться всегда. Однако ни в коем случае нельзя забывать, что предоставление качественных услуг за более низкую цену - крайне важная обязанность правительства и бизнеса в эру глобализации.
э-Правительство это предоставление гражданам государственных услуг и информации посредством электронной среды. Другими словами, это использование ИКТ для повышения эффективности правительства и степени его подотчетности гражданам посредством предоставления лучшего доступа к информации и услугам. Из этого следует, что главная цель э-Правительства включает: предложение эффективного предоставления товаров и услуг; усиление прозрачности и подотчетности правительства; общественное участие; повышение продуктивности и эффективности правительственных агентств и ведомств и широкое стимулирование экономического развития.
Почему мы нуждаемся в Электронном Правительстве?
Сегодня средний гражданин более осведомлен о своих правах, более требователен к качеству и в большей степени осознает свою ответственность, чем когда либо. Демократические, коммерческие и правительственные аспекты управления упрощаются и улучшаются посредством снижения себестоимости и предоставления более качественных услуг гражданам и бизнесу. Для пути к этой цели можно ожидать трансформацию внутри наиболее важных властных структур государства, а именно, политических, экономических и административных.
Настоящая привлекательность в программе э-Правительства заключается в том, что она может стать ядром эволюции правительства на многие годы вперед. Э-Правительство может помочь правительству делать свою работу совершенно по другому, что является условием успешной реформы власти. Необходимо найти наиболее простой путь доставки привычных информации и государственных услуг без посредников и качественно отвечающих ожиданиям граждан. Э-Правительство это стратегия, которая позволит сохранить и даже улучшить услуги при значительно меньших затратах.
Что же ожидается от государственных организаций? Граждане хотят, чтобы правительство располагало долгосрочным представлением и четким стратегическим планом развития общества; они ожидают, что правительство будет способно предоставить элементарные услуги, к которым будет просто обратиться. Кроме того, граждане ожидают, что правительство будет способно быстро реагировать на стремительное развитие технологии и общественного мнения. Все эти ожидания должны быть в центре внимания для обеспечения удовлетворенности граждан.
Главные цели э-Правительства
Используя э-Правительство, граждане и компании могут значительно упростить процедуры взаимодействия с государством, получить более полную информацию для принятия правильного и основательного решения. Использование э-Правительства предоставляет следующие преимущества:
- Больше удобства. Упрощает пользование важными услугами и взаимодействие с федеральным правительством. Появляется возможность взаимодействовать с агентствами и ведомствами в любом месте и в любое время.
- Больше информации. Не все решения принимаются в рабочие дни с 8 утра до 5 вечера. Например, если вам необходимо получить справку или иной документ в какой-либо службе, но вы не можете отлучиться с работы, а служба не работает по выходным, то е-Правительства для вас. Э-Правительство может в течение 24 часов предоставлять вам эту и другие услуги. Если у вас вопрос и вы не знаете какому ведомству его адресовать, любая информация может быть найдена на интегрированном межведомственном Web-сайте.
- Более низкая себестоимость. Э-Правительство позволяет компаниям и государству сэкономить средства. Когда ваши работники едут в ведомственные офисы или ждут на линии ответа, теряется рабочее время, соответственно и деньги. Перенос услуг в Интернет предотвращает временные потери. Большинство организаций сегодня имеют Интернет соединение, поэтому для использования э-Правительства нет необходимости приобретать дополнительное оборудование и программное обеспечение.
- Рост эффективности. Сетевые транзакции намного быстрее, чем непосредственное взаимодействие участников. Автоматизация документооборота, сокращает время и риск опечаток. Это позволяет государственным ведомствам сконцентрироваться на предоставлении потребителям более качественных услуг.
- Оценка деятельности властей. Э-Правительство делает государство более чувствительным к нуждам каждого. Это обстоятельство поможет обществу видеть в правительстве позитивную силу, направленную на их благо.
- Прозрачность и подотчетность. Информационному обществу следует стимулировать прозрачность и подотчетность внутри правительства. Граждане должны быть подготовлены к участию в процессе принятия решений и законодательной деятельности правительства. Им необходимо предоставить действенные каналы для выражения своих идей, которым правительство должно уделить достойное внимание.
Препятствия перед э-Правительством
Существует несколько ключевых препятствий, которые должны быть ослаблены для успешного внедрения э-Правительства. Можно привести, как минимум, пять главных причин, которые не позволяют правительству увеличить продуктивность:
- Отсутствие опыта: В то время как, федеральное правительство является крупнейшим потребителем и инвестором в информационные технологии, оно не имеет соизмеримого опыта в повышении эффективности, качества и предоставлении услуг клиентам. В то же время, многие компании получают значительную выгоду за счет усиления роли технологий в трансформации старой практики в бизнесе.
- Оценка производительности решений: Обычно, ведомства оценивают свои ИТ системы в зависимости от того насколько полно они отвечают требованиям и нуждам соответствующего ведомства, но не граждан. Системы, часто, оцениваются процентным соотношением времени активной работы системы, вместо выигрыша, получаемого за счет повышения внутренней и внешней производительности предоставляемой системой.
- Усиление роли технологий: Вначале 90-х государственные ведомства использовали информационные технологии для автоматизации существующих процессов, вместо того чтобы создавать более целесообразные и эффективные решения за счет пересмотра и оптимизации этих процессов.
- Острова автоматизации: Обычно ведомства приобретают решения, адресованные на внутреннее пользование, и реже системы, способные взаимодействовать на межведомственном уровне. В результате, пользователи будут вынуждены скитаться в порталах множества ведомств в поиске необходимой услуги; компании вынуждены многократно вводить одну и ту же информацию, а агентства и ведомства, в свою очередь, не могут использовать информацию совместно.
- Противодействие изменениям: Бюджетные процессы и внутриведомственная культура устанавливают устойчивое бюрократическое деление. Процесс формирования бюджета не предоставляет механизма для инвестирования в межведомственную ИТ систему. Более того, внутриведомственная культура и боязнь реорганизации вызывает противодействие против интегрированной работы и совместного использования информации и систем между несколькими ведомствами. Успех требует системных изменений, сдвигов в организационном стиле жизни. Э-Правительство, подобно э-Бизнесу предполагает фундаментальные изменения в организации и в рабочих процессах с целью получения преимущества от использования возможностей технологий. Для того чтобы достичь результатов в повышении эффективности правительства, необходимо упростить и унифицировать рабочие процессы (регламенты) и информационные потоки ведомства, предоставить централизованные услуги гражданам и сделать возможным одноразовый онлайн сбор информации с последующим многократным и совместным использованием
Существуют и ряд других препятствий, способных в комплексе сделать невозможным успешное внедрение э-Правительства. Наиболее важные из них это ведомственная культура, недостатки государственной архитектуры, недостаточное доверие, инертность посредников, недостаточная совместимость, организационные препятствия и недостаточная квалификация государственных служащих. Необходимо определить комплекс мер по преодолению этих барьеров.
Другим часто встречающимся барьером является необходимость обеспечения достаточной безопасности и конфиденциальности. Успешная стратегия э-Правительства должна опираться на надежные и эффективные механизмы безопасности э-Правительство должно гарантировать конфиденциальность частной информации, которая предоставляется государству. Э-Правительство зависит от уверенности граждан, насколько бережно правительство обращается с их персональной информацией. Агентствам и ведомствам следует уделить особое внимание нахождению общего решения проблемы конфиденциальности, которая будет использована всеми участниками э-Правительства.
Стратегия э-Правительства
Рост каналов онлайн доставки информации пропорциональна росту понимания важности, удобства и практичности WEB как средства стимулирования роста постоянных пользователей. Удобство WEB, действительно, заключается в упрощении процесса поиска информации и в совершении интернет транзакций за счет минимальных усилий. Ставка на достижение максимального удобство для потребителей информации, а не производителей, является главным достижением. Секрет этого успеха в развитых станах заключается в интеграции независимых (но совместимых) индивидуально автоматизированных государственных ведомств под общей крышей э-Правительства.
Этого можно достичь стимулированием гражданской вовлеченности в сами процессы управления и усилением партнерства между государственным сектором и частными лицами. ИКТ уже утвердилось как ключевое средство эффективного обмена информацией между разными государственными ведомствами и всеми участниками процесса управления.
Правительство должно уделять внимание оптимизации, при котором определяющим фактором являются интересы конечного пользователя. Этот процесс предполагает не просто предоставление достаточной информации, но и возводит взаимодействие между гражданами и правительством на новый уровень. Для того чтобы развивать клиент-ориентированный подход, руководители проектов должны помнить о простых гражданах во время проектирования системы. Руководителям и проектировщикам следует подталкивать заинтересованные стороны, как государственные, так и частные, к участию в определении общего видения того, что должен делать э-Правительство. Когда это видение будет четко определено, нужно стремиться к его широкому распространению, но не только среди тех, кто непосредственно будет заниматься его реализацией.
Критическое условие успешного внедрения э-Правительства и соответствующей трансформации правительства является не просто автоматизация существующих процессов (регламентов) и уменьшение неэффективности, а создание новых процессов и новых взаимоотношений между управляющими и управляемыми. Поэтому, руководители планирующие проекты э-Правительства, должны, прежде всего, проанализировать операции и функции, которые предполагается автоматизировать с помощью ИКТ. Например, правительству следует уделить особое внимание использованию ИКТ для придания прозрачности проблемам, где прозрачность представляет собой новое отношение к проблеме.
э-Правительство использует ИКТ для повышения эффективности правительства посредством улучшения взаимодействия и координации. Однако каждая новая альтернатива требует реальных изменений существующих бюрократических процедур. Удача будет зависеть от готовности разрушить сопротивление подобным изменениям. Необходим единый подход, и каждая инициатива по э-Правительству должна включать оценку, ориентированную на результат, регулирование стандартов, обучение, взаимодействие и этапы организационных изменений.
Для достижения успеха в реорганизации процессов очень важно тщательно спланировать упрощение и объединение оффлайн процессов до преобразования их в онлайн процессы. Не следует автоматизировать неэффективность, его необходимо устранять. И наконец, власти должны быть способны покрывать ожидания, основанные на инициативах тех, кто будет использовать систему для того, чтобы заручиться их поддержкой.
Стратегия э-Правительства основывается на том, что правительство нуждается в преобразовании своей деятельности - того как оно осуществляет свои основные функции, как обращается с гражданами и как обслуживает их. Для того чтобы система вписывалась в эту стратегию, она должна быть:
- Ориентированной на потребителя (граждан), не на бюрократию;
- Ориентированной на результат;
- Основанной на рыночных правилах, стимулирующей инновации.
Результатом эффективной стратегии должно стать значительное преобразование правительства. Э-Правительство предоставляет много возможностей для улучшения качества услуг, оказываемых гражданам. Гражданам следует предоставить возможность воспользоваться услугой или получить информацию за минуту или час, вместо привычных сегодня дней и недель. Граждане и бизнес должны быть обеспечены возможностью заполнять требуемые документы и отчеты, не обращаясь за помощью или не нанимая на работу бухгалтеров и юристов. Государственные служащие должны иметь возможность делать свою работу также просто, рационально и эффективно, как их коллеги в коммерческом мире.
Заключение
Прежде всего, э-Правительство создает основу для более эффективного использования финансовых средств, выделяемых правительством, в то время как само правительство становится более гибким и в большей степени подотчетным гражданам. Кроме того, граждане, бизнес, государство и местные администрации приобретают возможность сэкономить миллиарды рублей, затрачиваемые сегодня ими при интенсивном взаимодействии с органами власти и правительства, связанном с оформлением и оборотом бумажных документов.
Нужно помнить, что э-Правительство заключается не просто в автоматизации существующих процессов, а в новом уровне взаимодействия правительства со своими гражданами и клиентами. Государство, поддерживающее развитие ИТ-ориентированное управление обладает сильным притягательным фактором для инвестиций. Изучение опыта развивающихся стран показывает, что более 70% внутри- и междугородних поездок совершаемых гражданами имеют целью получение информации, даже не услуг. Поэтому, создание модели дистанционного доступа к информации и услугам правительства позволит в значительных масштабах сократить затраты, сэкономить время и силы.
Литература
- Report of the Strategy Project Team, Transformational Government Enabled by Technology, London, 2007
- Report to congress on the benefits of the president’s e-Government initiatives, Washington, 2006
- Australian Government Information Management Office, 2006 e-Government Strategy - A New Service Agenda, March 2006
- United Nations - Department of Economic and Social Affairs, Compendium of Innovative e-Government Practices, New York, 2005
- Valentina (Dardha) Ndou, e-Government for Developing Countries: Opportunities and Challenges, University of Shkoder, Albania, 2004
- World Bank, Introduction to e-Government: Overview of key concepts, 2004, http://www.worldbank.org/egov
- Federal Office for Information Security (BSI), E-Government Manual, Bonn, Germany, 2002, http://www.e-government-handbuch.de
- Hon Ian McCartney MP, Minister of State, e-Government a strategic framework for public services in the information age, London, Aprel 2001, www.iagchampions.gov.uk/Strategy.htm
- U.S. Department of Justice, A Guide for Federal Agencies, Washington, November 2000,
- Executive Office of the President, e-Government Strategy, Washington, April, 2003
- Senator The Hon Richard Alston, e-Government Benefits Study, Canberra, April 2003
- Measuring the Expected Benefits of e-Government, London, 29th August 2003, http://greenbook.treasury.gov.uk/index.htm.
- Ian Watmore Head of the Prime Minister’s Delivery Unit, Transformational Government. Implementation Plan, London, November 2005, http://www.idea-knowledge.gov.uk/
- City of Hickory Information Technology Department, Information Technology Strategic Plan for 2004-2007, Updated July, 2004
- Ake Gronlund, Annika Andersson, Karin Hedstrom, NextStep eGovernment in developing countries, Orebro University, 15 May 2005, http://www.spider-center.org/
- Martha Dorris, Progress Toward e-Government in 26 Developed Countries, December 2002