ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
КАПКАН ДЛЯ ЧИНОВНИКА ИЛИ АНАТОМИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
кандидат технических наук
Абзетдин Адамов
- Размах коррупции в России
- Коррупция – это следствие недостаточности информации
- Национальный проект по борьбе с коррупцией
- Кому бороться с коррупцией?
- Информационные Технологии в борьбе с коррупцией
Размах коррупции в России
Коррупция проникла во все сферы деятельности государства и общества, создавая помехи для реальной экономической конкуренции, угрожая стабильности и устоям демократического общества. Эти слова не просто декларативное заявление, а горькая правда. Вот некоторые факты подтверждающие серьезность ситуации:
По подсчетам фонда «Индем», россияне ежегодно дают до 3.3 млрд долларов взяток в разные инстанции. При этом взятки в области здравоохранения составляют 600 млн долларов, образования – 500 млн, взятки судьям – 374 млн, а сотрудникам ГИБДД – 368 млн долларов.
Россия занимает 43 место среди 62 исследованных стран мира по коррумпированности судебной системы, а 63% российсцих граждан не доверяют судам.
В докладе аналитического центра «Индем» приводятся ошеломляющие цифры: 7% своего годового оборота российские компании вынуждены выделять на подкуп коррумпированных чиновников.
Всемирный банк поставил Россию на 151-е место среди 208 стран по признаку ответственности, эффективности руководства, качества регулирующих органов, законности и контроля над коррупцией.
Коррупция в России процветает на фоне попустительства провоохранительных органов и неверия граждан и бизнеса в защиту со стороны государства. Эксперты того же фонда «Индем» делают вывод, что в тюрьму попадает один человек на 100 тыс. взяточников, и то из низшего звена.
По сведениям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, из средств выделенных в 2006 году на четыре национаотных проекта России почти 400 млн рублей израсходованы с нарушением закона. По словам зампреда национального антикоррупционного комитета Георгия Сатарова данные цифры сильно занижены и недавно с Северо-Западном регионе выявлены случаи когда откаты доходили до 90%, а в среднем размеры откатов, в том числе и по нацпроектам, составляют от 30% и выше.
Эксперты MasterCard Worldwide составили индекс финансовых мегаполисов мира. По совокупности показателей звание финансовой столицы мира восталась Лондону, за ним следуют Нью-Йорк, Токио, Чикаго и Гонконг. Москва заняла последнее место среди 50 городов, участвующих в исследовании. Хуже всего у нашей столицы обстоят дела с информационной вовлеченностью, т.е. доступностью информации, необходмой для ведения бизнеса.
Коррупция – это следствие недостаточности информации
В настоящее время деятельность чиновников разного уровня представляется обывателю подобием «черного ящика», который вечно над чем-то работает, постоянно требует подпитки, однако при этом проблемы рядовых граждан не только не уменьшаются, а растут. Многие чиновники заняты не решением проблем, с которыми граждане обращаются к ним, а возведением препятствий в решении. Так как любое новое препятствие это потенциальная возможность быть вознагражденным. Любое существующее или умело возведенное препятствие имеет свойство каким-то магическим образом решаться в нужный момент, но конечно не безвозмездно. Чиновники разного уровня и, особенно, работники социальных служб очень неохотно предоставляют информацию относительно своей деятельности, нормативные акты и др. А порой отказываются от предоставления или предоставляют ложную информацию, тем самым вводя граждан в заблуждение. Все это является следствием непрозрачности деятельности государственных служб.
Порой, от руководителей государственных организаций приходится слышать мнение о том, что инициаторами коррупционных сделок и взяточничества являются сами граждане, желающие решить свои проблемы как можно быстрее. В определенной степени можно согласиться, однако, что заставляет граждан идти на такие предложения? Не думаю, что наличие лишних денег. Даже, получение простой справки или какого-либо документа, не говоря уже об оформлении или переоформлении собственности, часто превращается в марафон между различными инстанциями с бесконечными препятствиями. И каждый служащий в этих инстанциях, в том числе руководители, являются обычными людьми с присущими им слабостями, желаниями, с настроением или его отсутствием, но при этом наделенные властью. Благодаря отсутствию четко определенных процедур и регламентов или их несовершенству, порой, эта власть настолько велика, что позволяет чиновнику принимать в равной степени то или иное решение, причем, решение может быть принято и за час и за месяц. А если учесть непрозрачность деятельности госучреждений, т.е. незнание гражданами тех или иных регламентов, которыми должны руководствоваться служащие, то нетрудно понять граждан не желающих ввязываться в этот процесс, а решить проблему на «взаимовыгодных» условиях.
Нельзя считать нормальным, когда государственное ведомство, предоставляющее услуги населению, функционирует непрозрачным «способом», т.е. когда невозможно внимательно рассмотреть каждый конкретный регламент (процесс), когда существует какая-то тайна, кроме четко ограниченной финансовой.
Национальный проект по борьбе с коррупцией
Необходимо немедленно начать антикоррупционную общественную работу для разрушения существующего лояльного отношения к данному недугу. Особое значение необходимо уделить работе с подрастающим поколением. В этом свете, удивляют выводы, сделанные Общественной палатой в недавнем докладе о коррупции в России, в котором авторы документа делят коррупцию на несколько типов, в частности, на общественно не опасную и опасную. По мнению депутатов, взяточничество среди учителей, врачей и военных менее опасна, чем коррупция в органах власти. Невозможно согласиться с подобным мнением, даже если оно исходит от столь авторитетной структуры. Ни в коем случае не хочу приуменьшить пагубную роль коррупции в органах власти, но попробуем ответить на вопрос – с каким типом коррупции сталкивается подавляющая часть населения, ответ, думаю, будет однозначно – первый тип. И самое страшное то, что с этим злом сталкивается подрастающее поколение, которое впоследствии и будет представлено в органах власти. И как же можно ожидать борьбы с коррупцией от чиновника, который вырос в обществе, где это явление воспринимается как должное. Не пророчим ли мы, благодаря подобному отношению к коррупции, оказаться в порочном кругу. Некоторые деятели пытаются убедить общественность в том, что с этим злом бесполезно бороться, якобы это у нас в крови. Даже, звучат мысли, согласно которым взяточничество это наша национальная идентичность.
Действительно, социологические исследования свидетельствуют, о том, что коррупция, как социальное явление, не имеет в общественном сознании однозначного понимания и отношение граждан к этому явлению порой противоречиво. Однако это не значит, что наш народ неисправим, а скорее это свидетельство отсутствия целенаправленной разъяснительной работы. Учитывая важность решения этой проблемы для будущего страны, было бы не лишним повысить приоритет данного вопроса до уровня определяемым столь модным сегодня словосочетанием «национального проекта», например, национальный проект по борьбе с коррупцией.
Кому бороться с коррупцией?
Однако было бы наивно полагать, что государство может в удовлетворительной степени победить это зло. На кого же государство должно положиться в вопросе борьбы с коррупцией? Для ответа на этот вопрос достаточно ответить на другой вопрос: «Кто заинтересован в коррупции, а кто нет?». Было бы наивно ожидать откровенной борьбы или содействия в борьбе с этой болезнью от коррумпированного чиновника не только в своем ведомстве, но и в любом другом. Ведь известно, что принцип «рука руку моет», особенно актуален именно в этой сфере. Никакие меры со стороны государства, даже самые жесткие (как показывает опыт Китая), не дадут той отдачи, какую может дать общественный контроль.
Министр Фурсенко заявил, что борьба с коррупцией это дело правоохранительных органов, а не министерства. Неужели господин министр предлагает прикрепить по милиционеру за каждым учителем в школе и за каждым преподавателем в ВУЗе. Надеюсь, что эти слова не выражают отношение к этой проблеме человека являющегося руководителем министерства, ответственного, в том числе, за воспитание будущего поколения. Не проще ли попытаться разработать и внедрить такую систему взаимоотношений между участниками образовательного процесса, которая позволит уменьшить возможность коррупционного участия. Конечно, это касается не только сферы образования, но и медицину, и сферу социального обеспечения.
Информационные Технологии в борьбе с коррупцией
Одним из наиболее значимых источников распространения коррупции в нашем обществе, на мой взгляд, является низкая информированность населения о личных правах, об обязанностях различных властных структур и ведомств, а также крайняя сложность или даже, порой, невозможность доступа к нужной информации. Учитывая то, что принципиальным врагом коррупции является прозрачность, уверен, что наиболее действенным способом борьбы с коррупцией является преобразование нашего общества в общество информационное. Как показывает опыт развитых стран, для построения наиболее эффективного и основательного фундамента информационного общества необходимо повсеместное развитие информационных технологий (ИТ). Бурное развитие информационных технологий, и особенно, наиболее значимого в данном контексте продукта ИТ – Интернет, невозможно без государственной поддержки. Согласно социологическим исследованиям, для популяризации Интернет в обществе необходимо довести процентное соотношение пользователей Интернет к численности населения более 10%. А при достижении соотношения более 20% Интернет развивается без поддержки извне. К счастью, сегодня существуют регионы, которые уже перешагнули за 10% рубеж, однако, существуют и такие, где численность Интернет – сообщества составляет менее 1%. Неудивительно, что именно эти регионы, в основном, относятся к так называемым «проблемным».
Необходимо сделать работу бюрократии информационно прозрачной. В информационной прозрачности, в первую очередь, должно быть заинтересовано государство, так как это является оптимальным средством контроля деятельности и эффективности расхода средств различными госструктурами, работающими с населением. Это позволит сделать ясной общую структуру выполняемых чиновником процессов и операций, что повысит прозрачность его работы. Исчезнет, так нравящееся каждому чиновнику, ощущение незаменимости. Поэтому вряд ли можно ожидать от чиновничества страстной поддержки идеи внедрения ИТ, которая приведет к потере собственной значимости.
Конечно, само по себе популяризация Интернет не может решить проблему формирования информационного общества. Более того, такая популяризация невозможна без параллельного решения проблемы информационного содержания Интернет. Под информационным содержанием в данном конкретном случае я понимаю официальную информацию о работе различных государственных служб и ведомств, доступных через Интернет. Исследования свидетельствуют о том, что любая услуга, перемещенная в Интернет для всеобщего доступа, за сравнительно короткое время значительно совершенствуется, во многом благодаря наличию упрощенной обратной связи.
Основной целью внедрения ИТ должно стать достижение большей прозрачности и подотчетности служб и ведомств гражданам. Прозрачность заключается в информировании граждан и всех заинтересованных сторон в отношении принимаемых решений, о ходе их реализации и результатах. Подотчетность, в свою очередь, это не просто предоставление гражданам официальной информации, а разработка комплекса показателей работы конкретных госорганов и создание доступных населению средств мониторинга этих показателей. Разработка такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы госучреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей и на сообщения СМИ.
Не существует универсального решения способного разом решить проблему коррупции. Однако можно принимать конкретные меры, пересматривать процедуры и регламенты, уделить внимание информационному содержанию Web-сайтов и перемещению части услуг в Интернет в тех точках предоставления государственных услуг, где наиболее высоки коррупционные показатели.
В заключении хочу привести очень актуальное выражение крупнейшего писателя-реалиста Джона Голсуорси: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет».